Храм иконы Божией Матери «Казанская» в Коломенском г. Москвы

ДАНИЛОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Контакты

Адрес: просп. Андропова, д. 39, стр. 9, г. Москва, 115487

Телефон: +7 (499) 615-23-90

E- mail: kazanskiy-xram@mail.ru

Сайт храма: https://hramkolomenskoe.ru/

Духовенство

Настоятель:
Епископ Гурий (Шалимов)

Клир:
иерей Антоний Косых
иерей Иоанн Дегтярев
иерей Артемий Ковалев (временно)
диакон Александр Горлов

О храме

Историческая справка

Первый деревянный храм на этом месте был построен по приказу Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых, в 1630-е годы — в память об избавлении Москвы от поляков.

В 1650-е годы на месте деревянной церкви была возведена и освящена новая — каменная. Причиной тому стало рождение у царя Алексея Михайловича наследника: царевич Дмитрий Алексеевич родился аккурат в день Казанской иконы Божьей Матери в 1649 году.

Казанская церковь сооружена в характерном для зодчества XVII века стиле. Она возведена на высоком цоколе, купол колокольни выполнен в виде шатра, основной объем церкви имеет кубическую форму. Два высоких крыльца ведут на галерею-гульбище. К основному объему храма примыкают два придела с дополнительными алтарями. На первом этаже храма (в подклете) когда-то хранили самое ценное имущество — казну.

Главная святыня храма — икона Божией Матери «Державная». Согласно донесению митрополита Московского Тихона, она была найдена в подвале Вознесенской церкви. В приделе равноап. Аверкия хранится уникальная святыня — выполненная из дерева скульптура Иисуса Христа.

Казанский храм был царским домовым храмом. На службу приходила только царская семья и ближайшее окружение царя. Для царицы и царевен был построен крытый переход, который соединял женскую половину Дворца Алексея Михайловича с храмом. В связи с этим церковь также называли той, “что на переходах”.

С переносом дворца на новое место в конце XVIII века церковь стала приходским храмом Коломенского. В настоящее время в храме Казанской иконы Божией Матери службы проводятся ежедневно.

В нашем храме служили новомученики Церкви Русской: священномученик Сергий Воскресенский, священник (+1933) и священномученик Леонтий Строцюк, диакон (+1941).

После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах.

Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII в., примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Здание представляет немного вытянутый куб, поставленный на высоком подклете с откинутыми на юг и север крыльцами. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз. Широкий пояс верхней части состоит из трех карнизов один над другим. Выше — линия кокошников, утерявших всякий конструктивный смысл при четырехскатном покрытии, перебиваемых двумя небольшими оконцами. Маленькие худосочные кокошники сверху покрыты еще карнизом так, что оказываются в зажиме. Наличники окон с тяжелыми колонками завершаются также кокошниками. Пятиглавие на тонких шейках есть декоративная надстройка, выражающая храмовую идею и не имеющая решительно никакого практического значения, благодаря глухим главам не освещающим внутренности. С двух сторон — северной и южной примыкают небольшие кубы двух приделов, увенчанные главками, схожими с боковыми главами центрального куба. На подклете из массивных столбов с перекинутыми арками устроена круговая галерея, охватывающая церковь со всех сторон. Она также имеет столбы и арочные соединения, отвечающие подклети.

Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением.

Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. Нынешняя роспись, возникшая лет пятнадцать назад, совсем изменила воздействие стен, лишенных первоначально какой бы то ни было живописи.

Пятиярусный иконостас также недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы XVII в., впрочем, записанные.

В северном приделе преп. Аверкия очень простой поздне-ампирный иконостас, белый с золотом и живописными вставками икон, дает представление об общем характере подобного рода памятников.

Следует указать на деревянную скульптуру — Христос в темнице, находившуюся в приделе и перенесенную теперь в главный храм. Не решая вопроса о ее принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре.

Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах.

С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.

В советское время в 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.

Престольные праздники

21 июля и 4 ноября — Иконы Божией Матери «Казанской».
4 ноября — св. равноап. Аверкия.
8 ноября — св. вмч. Димитрия Солунского.
15 марта и 27 июля – Первое и второе обретение Державной иконы Божией Матери.

Святыни

— Чудотворная икона Божией Матери »Державная»;
— Чтимая Казанская икона Божией Матери

Приходская деятельность

  • Катехизаторские беседы перед Таинствами;
  • Воскресная школа для детей;
  • Народный хор.

Как добраться до храма

«Коломенская»

Первый вагон из центра, подняться по лестнице, выход по указателю к кинотеатру «Орбита», далее пешком прямо по направлению 18 мин.