Человек предполагает, а Бог располагает
Летом 2019 года команда клуба «Истоки» Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского в составе четырёх человек совершила захватывающее путешествие по Волге.
Командовал экспедицией руководитель Клуба Вячеслав Борисович Слепов. Первоначальный план достичь из Твери города Рыбинска наткнулся на непреодолимое препятствие со стороны технических возможностей судна. Пришлось ограничиться путешествием по Иваньковскому водохранилищу и завершить поход в городе Конаково. От Конаково дойти до Дубны удалось только командиру в одиночку на надувной лодке.
Погода за редким исключением в этом походе была преимущественно пасмурная и не жаркая. Во всех трудных обстоятельствах на выручку всегда приходили добрые и неравнодушные люди. Так, например, разобраться с заглохшим мотором в Твери нам помог проезжавший мимо велосипедист Дмитрий, а во время ремонта разорванного баллона вблизи одной верхневолжской деревни добрые люди предлагали снабдить нас клеем и даже помочь деньгами.
Дождь был нашим каждодневным спутником, иногда дождик шёл по нескольку раз в день. В любом случае ту или иную погоду посылает Господь, и она не может быть «плохой», «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Поистине, как поётся в одной известной песне: «У природы нет плохой погоды – каждая погода благодать».
В нынешней экспедиции, как обычно, были поставлены некоторые исследовательские цели, связанные с историей нашей страны. По оценке академика Д.С. Лихачева, краеведение является комплексной наукой и по своему типу близко к истории, так как изучает жизнь людей в конкретной географической местности. В свою очередь, историк Церкви Н.Д. Тальберг писал: «Историю нашей Родины лучше и вернее всего изучать по её церквам и монастырям. Святыни Киева, Пскова, Новгорода, Ростова, Твери, Москвы, Петербурга и другие – сама история Русского государства».
На волжских берегах между Тверью и Конаково располагаются сёла, преимущественно по правому берегу, с действующими храмами, как правило, на возвышенных местах. С воды церкви прекрасно видны и различимы, в основном их можно датировать как минимум девятнадцатым веком, а в некоторых случаях, предположительно, и более ранним периодом. Многие населённые пункты названы по тем храмам, которые в них находятся. Некоторые из них были разрушены, затоплены или осквернены в советское время. В ходе строительства в 30-60-х годах прошлого столетия системы каскадов и водохранилищ на протяжении всей Волги было затоплено семь городов, множество деревень и сёл.
Нам удалось побывать на месте разрушенного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который находился в затопленном селе Борки. К моменту создания Иваньковского водохранилища в 1936 году жителей этого села переселили в ближайшие населенные пункты: село Свердлово (Новое), деревню Загорье, а также в новые Борки, возникшие близ урочища Башево.
В настоящий момент от храма остался только кирпичный фундамент, возвышающийся над водой, а церковный погост ушёл под воду. Трудами неравнодушных людей сейчас на месте алтарной части храма возвышается большой поклонный крест.
В ходе второго этапа экспедиции В.Б. Слепову удалось побывать на месте затопленного в 1937 году города Корчева (ныне урочище Корчева). От бывшего города остался один маленький островок, который местные жители называют Могильный. На месте Преображенской церкви остались только россыпи битого кирпича да железная арматура, а также створ – навигационный знак, указывающий кораблям направление фарватера.
Здесь были найдены элементы колотой плитки и железное кольцо, скреплённое с винтом, которые были взяты для школьного музея. В целом, к концу девятнадцатого столетия в городе находилось две церкви, один собор, и две часовни. Население города с середины XIX века не превышало трёх с половиной тысяч человек.
Волжские храмы и места, где мы побывали, являются свидетелями и радостных, и трагических страниц нашей истории, они приоткрывают её тайны вдумчивому исследователю.
Нет комментариев