Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Русская Православная Церковь его отмечает 7 января по новому стилю. Относится он к двенадцати главным (двунадесятым) церковным праздникам Православной Церкви и установлен в честь рождения по плоти Господа нашего и Спасителя Пречистой Девой Марией. Случилось это в соответствии с ветхозаветными пророчествами в городе Вифлиеме, куда Мария и старец Иосиф пришли на перепись населения. В Евангелии эти события описываются так: «Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лк.2:4-7) После того как родился Богомладенец Иисус и был положен в пеленах в яслях, к нему на поклонение первыми пришли пастухи, услышавшие известие об этом Рождении от Ангела. Затем и волхвы, ведомые особой звездой, и принесли Христу в дар золото — как Царю, ладан — как Богу и смирну — как Человеку. Евангельские сюжеты нашли свое отражение в традициях и обычаях отмечать церковный праздник. Особый культурный пласт составили празднования Рождественских дней в казачьей культуре. Сам праздничный период делится на Рождественский пост и Рождество Христово со Святками. Помимо того, что казаки старались соблюдать пост, празднично выделялся Рождественский Сочельник. Казачья семья собиралась за столом. Хозяйки подавали двенадцать постных блюд по числу апостолов, в их числе обязательно были узвар — напиток из сушеных плодов и ягод, и на основании него варили кутью — блюдо из цельных зерен пшеницы или риса, с добавлением меда и орехов. Стол украшался свечами и ветками, а возле святых образов стелили сено. После молитвы все садились за трапезу. Старшие учили детей, рассказывали о событиях Рождественской ночи. Поздним вечером дети и взрослые шли «Христа славить». Ходили по станице и стучали в калитки казачьих куреней и хат. Считалось грехом для хозяев не пустить христославщиков. Связано это с традицией гостеприимства в православии, где каждый гость может рассматриваться, как посетивший хозяина дома сам Христос. А значит откликнутся на просьбу гостя – угодить самому Богу. Христославщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, конфетами. Обычай славить Христа известен с XVII века у казаков. Колядки состояли из церковных и духовных песнопений. Хотя песни и детали обычаев могли отличаться, но обычай «христославить» и колядовать является общим для казаков Дона, Кубани и Терека. Рождество Христово для казаков — яркий, красочный, веселый праздник. С раннего утра 7 января вся станица спешила на Божественную литургию, чтоб прославить явившегося во плоти Господа Славы. К празднику готовили и улицы, и майданы, и дома, а церковные колокола возвещали станичникам о родившемся Христе. Дома казаков ждали богатые угощения. К Рождественскому столу готовились основательно. После поста особое кулинарное внимание уделяли мясным продуктам. Стол изобиловал горячими супами (лапша по-казачьи, куриный бульон, и другие) колбасами, копченостями, холодными и горячими блюдами из свинины и говядины, птицы, дичи. Хозяйки делали пироги с мясом, творогом, повидлом, другими начинками. Одним из самых любимых среди традиционных Рождественских блюд для казаков слал студень или холодец. Значим был у казаков и выбор напитков, из которых можно выделить домашнее вино, вишневый морс, варенуху (компот из фруктов с красным вином). После трапезы отправлялись поздравить старых казаков. Старики в свою очередь также поздравляли молодых. Казаки Южного округа, интересуясь историей и традициями казачества стараются под духовным руководством своего духовника иерея Георгия Баронца, настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского, в Москворечье Москвы, вникать в духовные обычаи казачества, связывать свою жизнь с храмовым богослужением. В праздник Рождества Христова они молились за богослужением, по окончании которого обменялись поздравлениями со своим духовником и, пользуясь возможностью, обратились к священнику с рядом вопросов как по богословскому содержанию празднуемого события, так и относительно устроения своей духовной жизни.
НОВОСТИ
ЮЖНОГО ВИКАРИАТСТВА
Нет комментариев